Уникальные компетенции ГосНИИАС* в области моделирования авиационных систем и комплексов, а также в области разработки, комплексирования и отработки комплексов бортового оборудования (далее – КБО) находят широкое применение в обеспечении научно-технического сопровождения полного жизненного цикла авиационной техники. Создаваемые в институте полунатурные испытательные стенды интеграции, отработки и испытаний КБО, которые совершают тысячи «полетов» на земле, способствуют приближению начала эксплуатации новых российских самолетов.

В рамках работ по научно-техническому сопровождению разработки КБО пассажирских самолетов МС-21 и SJ-100 специалистами ГосНИИАС* и ПАО «Яковлев» построены полунатурные интеграционные стенды класса «Электронная птица». Отработка и испытания КБО на таких стендах существенно ускоряет процесс разработки, снижает общую стоимость и повышает безопасность испытаний, способствует ускорению выхода новых образцов авиационной техники на рынок.

В настоящее время специалистами ГосНИИАС и ПАО «Яковлев» ведётся интеграция импортозамещенного самолетного оборудования на новом стенде «Электронная птица», который будет использоваться в рамках сертификационных работ, проводимых в целях расширения сертификата типа на самолёт МС-21-310. Наряду с этим специалисты института проводят заключительные проверки разработанной методической документации для проведения наземных сертификационных испытаний импортозамещенного КБО, которые планируется начать в апреле 2025 года.

«Электронная птица» самолета МС-21-310 создана в ГосНИИАС в 2024 году с применением накопленного научно-технического задела в области разработки стендов полунатурного моделирования и отработки бортового оборудования воздушных судов. Особенностью нового стенда стала его компоновка и применённые технические решения, призванные облегчить работу испытателей, конструкторов и обслуживающего персонала и организовать единовременную работу групп специалистов, что повышает эффективность стенда, снижает риск повреждения оборудования в процессе эксплуатации и позволяет ускорить проведение работ по испытаниям КБО.

Также, в отличие от «Электронной птицы» самолета SJ-100, в новом стенде реализован комплекс имитаторов радиотехническим систем, обеспечивающий возможность проведения стендовых испытаний радиотехнических систем навигации, посадки, наблюдения и связи из состава КБО путём моделирования окружающей радиообстановки в реальном времени.

Кроме того, продолжаются работы по сопровождению сертификационных испытаний КБО на «Электронной птице» самолета SJ-100, проводимые специалистами ГосНИИАС и филиала «Региональные самолёты» ПАО «Яковлев».