Научно-практическая конференция «Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России» прошла 10 ноября 2022 года в онлайн-формате. Организатором выступил НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского». Целью конференции было формирование согласованной научно обоснованной позиции российского научного сообщества, организаций промышленности и воздушного транспорта, органов госуправления по вопросам стратегии технологического развития авиастроения и управления развитием научно-технологического комплекса в современных условиях.

Специалисты Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») представили доклады в секциях «Новые авиационные технологии и комплексные проекты их разработки в интересах создания перспективной гражданской авиационной техники» и «Интеллектуализация авиационных систем».

Одним из наиболее многообещающих путей, позволяющих удовлетворить экологическим требованиям к перспективной авиационной технике, является применение гибридных (ГСУ) и электрических силовых установок. Первый доклад был посвящен концепциям ГСУ на жидком водородном топливе (жH2). Проводя анализ зарубежных разработок, представитель ЦИАМ отметил, что все мировые разработчики и научные центры (Airbus, Rolls-Royce, NASA, Pratt & Whitney и др.) рассматривают данное направление как актуальное и формируют научно-технический задел в этой области. Так, Airbus с 2020 года реализует 9-летний проект «ZEROe», в рамках которого разрабатывает демонстраторы ГСУ на жH2 с применением технологий высокотемпературной сверхпроводимости (ВТСП). По мнению экспертов Британского института аэрокосмических технологий, водородное топливо уже в ближайшей перспективе может стать конкурентом традиционному, а стоимость топлива на основе жH2 к 2030 году станет сопоставима с SAF и далее будет снижаться. При этом промышленность и авиация могут позволить себе до 2050 года только одно обновление авиапарка, вследствие чего решающее значение имеет ускорение развития ключевых технологий: топливных систем и систем хранения на жH2, ГТД на жH2, водородных топливных элементов, электромашин на ВТСП и др.

Было отмечено, что существенный задел в этой области Россия имеет уже за счет уникального в мировом масштабе опыта летных испытаний Ту-155 с двигателем НК-88 на жH2.

В совместном докладе ЦИАМ и НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» о научной школе экономики авиадвигателестроения ЦИАМ был представлен программный комплекс «Технико-экономический анализ авиационного двигателя». Отечественное программное обеспечение, разработанное и запатентованное ЦИАМ, позволяет проводить оценку затрат и сроков разработки и производства с учетом сопутствующих рисков и предполагаемого масштаба выпуска изделия. Программный комплекс состоит из трех модулей: «Создание», «Эксплуатация» и «Риски». При этом в модуле «Эксплуатация» реализована возможность моделирования процесса эксплуатации парков авиадвигателей для решения задач обеспечения бесперебойной и эффективной эксплуатации ЛА.

Ключевой особенностью комплекса ЦИАМ является не только решение задач технико-экономического анализа, но и способность расширения набора функциональных возможностей, т.е. он совмещает функции информационного обеспечения по продукту (PDM), компьютерного проектирования (CAD), имитационного моделирования и симуляции физических процессов (CAM) и других средств решения различных инженерных задач (CAE) с возможностью планирования ресурсов предприятия (ERP), информационно-аналитическими и логистическими системами, а также системами финансового прогнозирования и анализа.

Проблемы создания интеллектуального авиационного двигателя стали темой доклада заместителя генерального директора – директора Исследовательского центра «Системы автоматического управления» Оскара Гуревича. Докладчик рассказал о ведущихся в ЦИАМ исследованиях по новым методам управления интеллектуальным двигателем. Также были затронуты вопросы аппаратурного построения САУ и электрификации силовых установок.

По итогам конференции принята резолюция, в которой участники сформулировали свое видение трендов технологического развития гражданской авиации и авиастроения, а также рекомендации по совершенствованию стратегии технологического развития российского авиастроения в современных условиях.