Отделом управления безопасностью полётов (ОУБП) ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (входит в состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») разработан «Справочник статистических данных о повреждениях, неисправностях и отказах самолёта Ан-2, связанных с длительной эксплуатацией. Основные системы, требующие проведения дополнительных осмотров. Рекомендации по устранению повреждений, неисправностей и отказов». Справочник разработан молодым специалистом ОУБП инженером 2 категории А. Н. Беженарь под руководством начальника ОУБП В. А. Лукьяненко и начальника отдела Научно-исследовательского отделения сопровождения создания и эксплуатации авиационной техники (НИО-9) доктора технических наук Г. Ф. Рудзей, главный консультант — авиационный инженер АО АСЦ «СибНИА-ТЕСТ» Л. Н. Соловьёв.

Справочник содержит данные по частоте повреждений, неисправностей и отказов конструктивных элементов, возникающих в различных системах самолёта Ан-2 по причине длительной эксплуатации, усталости или механических повреждений, и рекомендации по их устранению. Будет полезен организациям по техническому обслуживанию авиационной техники и эксплуатантам самолёта Ан-2 по дополнительному осмотру, техническому обслуживанию и ремонту основных систем, в частности, для своевременного проведения мероприятий по устранению несоответствий и их предупреждению.

Осуществлена оценка повреждаемости летательных аппаратов с выдачей рекомендаций по решению вопросов, связанных с каждым выделяемым повреждением для подробного анализа. Проведён анализ данных, полученных при осмотре и оценке технического состояния при межремонтном сроке службы за период с 2015 года по 2019 год по 130 самолётам Ан-2.

Определены системы самолёта Ан-2, которые наиболее часто подвержены повреждениям, неисправностям, отказам и требуют особого внимания и сокращения сроков периодических осмотров при выполнении всех видов обслуживания. Для этих систем определены наиболее часто встречающиеся повреждения.

Интерес именно к Ан-2 обусловлен тем, что данный самолёт выбран в качестве прототипа при разработке и модификациях разрабатываемых в институте изделий.

В настоящее время на предприятиях авиационной отрасли с учётом опыта предшествующих поколений формируется система управления безопасностью полётов, охватывающая все стадии жизненного цикла продукции: от разработки до технического обслуживания и ремонтов. Область деятельности ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» включает научные исследования, проектирование и разработку самолётов малой авиации для местных воздушных линий, контроль технического состояния летательных аппаратов, испытания конструкций, оценку повреждаемости изделий в эксплуатации. Поэтому институт тоже приступил к разработке такой системы.

Актуальность данной работы объясняется важностью выявления повреждений и определения причин их появления для своевременного принятия решения по устранению обнаруженных разрушений и отказов, их причин, а также важностью изучения вопросов развивающейся системы управления безопасностью полётов.

Разбираясь в целом в причинах появления повреждений, можно сделать следующий вывод: наиболее частой причиной является механическое повреждение. Данное повреждение может быть получено ударным воздействием при эксплуатации. Но для металлических конструкций это не представляет такой угрозы, как для композиционных материалов. Выданы общие рекомендации по выявленным видам повреждений.