ГОСНИИАС. ТОЧКА ОПОРЫ

ИНТЕРВЬЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ФАУ «ГОСНИИАС»

С.В. ХОХЛОВА

«Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!»

Архимед Сиракузский




 

Сергей Владимирович ХОХЛОВ, Генеральный директор ФАУ «ГосНИИАС»

 

- Сергей Владимирович, в прошлом году институту исполнилось 75 лет, много ли это, по Вашему мнению, для такой организации?

- 75 лет в авиации - много это или мало? С одной стороны, эта отрасль очень консервативная, потому что все, что связано с человеком, с его безопас­ностью, внедряется и совершенствуется очень посте­пенно. С другой стороны, это отрасль, в которой применяются все самые передовые технологии, тенденции и новинки. Так же и институт за эти 75 лет прошел очень большой путь, развиваясь одновременно с авиацией, и сегодня это уникальный многопрофильный научный центр.

- В чём заключается его уникальность?

- Наш научный руководитель, академик Е.А. Федосов, любит проводить такую аналогию. Среди людей, занимающихся любым делом, ремеслом, профессией, есть два вида: специалисты и дженералисты. Задача специалиста - глубоко изучать какую-то одну проблему, становясь асом в её решении, дженералист же - это универсал, эрудит с широким кругозором.

Дженералист не может досконально разби­раться в каждой теме, которую охватывает его кругозор. Но только если это один человек. А вот научная организация может сочетать в себе качества специалиста и дженералиста, выращивая коллектив, состоящий из специалистов высшей квалификации по каждой из решаемых проблем.

И уникальность ГосНИИАС именно в том, что по мере решения ставящихся перед ним задач он расширяет сферу своей научной ответствен­ности на смежные зоны и в них формирует компе­тенции такой же глубины, как в тех направлениях, которые уже стали для него традиционными.

- Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, подробнее о сфере научной ответ­ственности ГосНИИАС.

- Сегодня, совершая перелёт из пункта «А» в пункт «Б», самолёт перемещается не только в физическом, но и в информационном, виртуальном пространстве. При этом насыщенность воздушного пространства летательными аппаратами такова, что для управления их движением создаются и постоянно совершенствуются новые системы. В то же время, поток информации, которую необходимо обрабатывать на борту, постоянно растёт, фактически уже давно превысив возмож­ности человеческого организма. И для того, чтобы обеспечить безопасность полётов, необходимо обеспечивать самолёты всё более эффективной вычислительной базой. Если ещё десяток лет назад мы говорили о высокоавтоматизированных воздушных судах, то сегодня речь уже идёт об интеллектуализации.

В сегодняшних реалиях решение задачи любого вылета подразумевает описание пространства, в котором он совершается, и описание взаимо­действия летательного аппарата с другими участниками движения. То есть должен быть сам летательный аппарат, с соответствующей сегодняшним требованиям авионикой, системы управления на его борту, включая функцио­нальное программное обеспечение и системы управления, и организация воздушного движения. Вот за эту «триаду»: авионика, ФПО и ОрВД, и отвечает ГосНИИАС.

- Какие направления деятельности для этого развивает ваш институт?

- В области создания авионики, это различные методы моделирования - от виртуального прото­типирования до математического и полунатурного моделирования, позволяющих на ранних этапах проектирования избежать крупных инженерных ошибок и в конечном итоге - сокращать риски, экономить время и финансы. На следующих этапах это комплексирование, создание функци­онального программного обеспечения, сопрово­ждение лётных испытаний. Большое значение имеют работы по разработке стандартов, методов и методик сертификации авиационной техники, программного обеспечения и оборудования. Далее мы сопровождаем образцы авиационной техники на протяжении всего их жизненного цикла.

Что касается описания или моделирования пространства, в котором происходит полёт, технологий цифрового проектирования перспек­тивной модульной авионики; отработка человеко­машинных интерфейсов экипажа; разработка перспективных технологий интеллектуализации бортовых комплексов и непосредственное создание технологий «искусственного интеллекта».

- Вы упомянули интеллектуализацию и разра­ботку технологий искусственного интеллекта. Скажите, пожалуйста, насколько перспективным Вы считаете направление развития технологий ИИ?

- В 2019 году на Форуме гражданской авиации в Сингапуре президент Совета ИКАО Олумуива Бенард Алиу отметил, что нужно «всесторонне помогать развитию и внедрению новейших технологий искус­ственного интеллекта», но при этом и обеспечивать защиту авиации, особенно в свете «различных киберугроз» в ее адрес. То есть развитие технологий ИИ признано мировым трендом. 

Ю.И. Борисов знакомится с наработками ФАУ «ГосНИИАС» в области искусственного интеллекта

Ю.И. Борисов знакомится с наработками ФАУ «ГосНИИАС» в области искусственного интеллекта

- Какие стратегические задачи институт решает сегодня, и какие сможет решать в будущем?

- На сегодняшний день мы сопровождаем практи­чески все проекты, которые реализуются в стране в области гражданской авиации: и по проекту Superjet 100, и по МС-21. У нас есть сертификаци­онные стенды, которые используются для серти­фикации МС-21. В частности, в институте создан стенд «Электронная птица» МС-21. Он сопровождает летные испытания.

В будущем на нашей базе будет создан стенд Superjet-NEW, на котором мы также будем сопрово­ждать лётные и наземные испытания.

В целом у ГосНИИАС есть все предпосылки и возможности для того, чтобы стать полно­правным участником процесса разработки всех воздушных судов, в первую очередь гражданских, которые будут создаваться в нашей стране. Создание современного летательного аппарата требует широкой кооперации ведущих научных и производственных организаций. Только при соблюдении этого условия можно создавать по-настоящему перспективные воздушные суда. На сегодняшний день можно с уверен­ностью утверждать, что в России такие предприятия есть, и они являются своеобразными «точками опоры», имея которые, государство может развивать отече­ственную авиацию прорывными, революционными темпами. И наш институт - одна из них. 

Самолет МС-21-300 

Самолет МС-21-300

 Стенд прототипирования самолета Superjet 100

Стенд прототипирования самолета Superjet 100

 - Что для Вас как для руководителя является главным условием дальнейшего развития института?

- Главное - это заинтересованность государства в развитии тех направлений, которыми занимается институт, уверенность в том, что они будут разви­ваться в долгосрочной перспективе. На сегод­няшний день идёт преобразование института в Федеральное государственное бюджетное учреж­дение. Это означает, что институт выполняет опреде­ленные государственные функции как органи­зация, которая находится на передовых рубежах прикладной авиационной науки.

- Каким Вы видите институт сегодня, что вселяет в Вас как в руководителя уверенность в его завтрашнем дне?

- Мне очень повезло, что я сюда попал и позна­комился с людьми, которые олицетворяют собой целую эпоху в авиации. В первую очередь это наш научный руководитель академик Евгений Алексан­дрович Федосов. Даже простые беседы с ним мне дали очень много для понимания. Поражает его острота мысли, восприятие всего нового, внутренняя научная интуиция, которая подсказывает идти туда, где никто ещё не был, но идти правильным путём.

Второе - это сплав опыта и молодости, который сейчас есть в институте. Очень много молодых людей приходит к нам со студенческой скамьи, работают в институте, будучи студентами, а затем остаются у нас. Это значит, мы для них интересны не просто как работодатель, а как научный центр, позволяю­щий им развиваться. И вот этот сплав опыта и моло­дости даёт уверенность в завтрашнем дне. Это значит, что идёт развитие, что есть обмен идеями между опытными сотрудниками и молодыми и дерзкими, я бы сказал. Ведь молодость -это всегда дерзновение, даже бесшабашность в хорошем смысле, которая позволяет принимать нестан­дартные решения. А новые проекты рождаются только тогда, когда есть нестандартные решения.

Всё это вселяет уверенность, что институт будет жить и развиваться, что будет еще не один юбилей. Всё-таки 75 это какая-то половинчатая дата. Вроде и много, и мало, а следующая юбилейная дата - это уже 100 лет, и я надеюсь, что мы все будем гордиться нашими успехами.

- Расскажите немного о коллективе института. Ведь за каждым образцом техники, за каждым открытием стоят люди. Какие качества людей, работающих в институте, на Ваш взгляд помогают решать глобальные задачи?

- Я упомянул академика Е.А. Федосова. Причем сознательно только его одного, потому что если назовёшь еще кого-то, то придётся перечислять всех. К сожалению, формат интервью не позволяет этого сделать.

Скажу только, что когда мы готовились к юбилею, возникла идея создать портретную галерею выдаю­щихся людей, ученых института, которые внесли вклад не только в развитие института, но и в развитие авиации страны в целом. Была жаркая дискуссия, в итоге которой мы остановились на 21 учёном. Много это или мало - не нам судить.

А что касается качеств, которые помогают решать глобальные задачи, - их много. Но я хотел бы остано­виться на одном. Вы наверняка знаете, что у артистов не принято говорить, что они «работают» в театре. Они не «работают», они «служат». То же самое я могу сказать о коллективе ГосНИИАС. Это люди, которые не просто работают. Они служат институту, они служат авиации, они служат стране!

- Ранее Вы сказали, что ГосНИИАС - это точка опоры, наличие которой позволяет России развивать свою авиацию прорывными, революционными темпами. Какими Вы видите основные стратеги­ческие направления развития авиации на ближайшие годы, которые находятся или будут находиться в зоне ответственности вашего института?

- Поскольку ГосНИИАС является многопрофильным Государственным научным центром, то таких направ­лений в зоне его научной ответственности много, и перечислить их все не представляется возможным. Тем не менее, можно сказать, что институт, безусловно, продолжит работы по направлению комплексов бортового оборудования. В частности, мы уже начали реализацию проекта, связанного с созданием оптической авионики. Будут продолжены работы по созданию и развитию технологий ИИ и глубоких нейронных сетей, по внедрению «слабого» ИИ в авиации и смежных отраслях экономики. И конечно, традиционно большое внимание мы будем уделять работам, связанным с обороноспособностью нашей Родины.

В заключение я хотел бы сказать, что авиация будет жить всегда, потому что человек всегда стремился к небу. Еще со времен Икара люди стремились летать. Эта тяга к полётам никуда не исчезла, а значит, у института есть свое будущее!

Генеральный директор ФАУ «ГосНИИАС» С.В. Хохлов знакомит Министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова с передовыми разработками института. Форум «Армия-2021»

Генеральный директор ФАУ «ГосНИИАС» С.В. Хохлов знакомит Министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова с передовыми разработками института. Форум «Армия-2021»


Благодарю Вас, Сергей Владимирович, за интервью. Разрешите от имени редакции журнала «Крылья Родины» пожелать Вам и в Вашем лице коллективу Государственного научно-исследовательского института авиационных систем дальнейших успехов!


Источник: 

«Крылья Родины» 3-4.2022/ www.kr-magazine.ru