Системная инженерия и обликовые исследования

Комплекс аэродинамических труб и газодинамических установок содержит более 60 установок, обеспечивающих моделирование условий полета при скоростях от 10 м/с до чисел, соответствующих М=25.

Системная инженерия и обликовые исследования

Современный этап развития техники характеризуется ростом потребности в принятии комплексных решений по вопросам развития и совершенствования организационно-технических систем и образцов техники, составляющих техническую часть систем, и вместе с тем – существенными ограничениями на выделяемые для этих нужд ресурсы и сокращением времени на процесс принятия решений в данной области.

В связи с этим важное значение должно придаваться начальному, поисковому этапу создания объектов авиационной техники (АТ), на котором формируется и обосновывается функционально-технический замысел и концепция применения этих объектов.

От глубины проработки и от обоснованности принимаемых на этом этапе решений во многом зависит успешность всей разработки, а также эффективность созданных в результате образцов АТ.

Однако для того, чтобы принять решение о целесообразности разработки концепции и дальнейшей проработки технического облика системы (объекта АТ), требуется оценить его с точки зрения эффективности функционирования в текущих и прогнозируемых условиях и вклада в эффективность надсистемы, в рамках которой данный объект или система должны выполнять свои целевые задачи.

И на этом этапе исследований в качестве практически единственно применимого средства формирования рамочных требований к перспективным технологиям в области гражданского авиастроения (то есть стратегического планирования), а также в качестве средства прогнозирования эффективности технологий, предлагаемых к разработке, можно рассматривать операционное моделирование авиатранспортных систем. Развитие математических и компьютерных моделей авиатранспортных систем необходимо для прогнозирования и стратегического планирования развития науки и технологий в гражданском авиастроении. Наличие таких системных моделей является неотъемлемой частью компетенций научных организаций, претендующих на ведущую роль в управлении развитием отрасли.

Операционное моделирование авиатранспортных систем и обликовые исследования объектов АТ реализованы в системе ситуационного моделирования НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», являющейся, по существу, комплексом поддержки принятия решений в области формирования программ и планов развития научно-технического задела авиационной отрасли и предназначенной для решения широкого круга проблем.

Система ситуационного моделирования, оставаясь в рамках идеологии построения иерархических систем, формируется из ряда самостоятельных блоков, способных функционировать как в составе единого комплекса, так и отдельно, решая свои специфические задачи, реализуя так называемый «модульный» принцип построения системы. Основные задачи, решаемые в рамках с использованием комплекса ситуационного моделирования:

- определение потребных функциональных свойств авиационных систем (АС) и составляющих их авиационных комплексов (АК) на основе выявления дефицита функциональных свойств существующих и разрабатываемых АС с учетом прогнозируемых изменений условий их применения;

- формирование технических концепций перспективных авиационных систем и их элементов (АК, летательных аппаратов (ЛА), обеспечивающих их функционирование комплексов и пр.);

- синтез АК в рамках выбранных технических концепций с выделением области неулучшаемых (парето-оптимальных) характеристик с учетом прогнозируемых экономических характеристик АК и возможностей их реализуемости;

- обоснование рационального облика авиационных систем, обликов и типажа АК.

В результате применение технологии проведения системных исследований и созданного в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» инструментария в виде системы ситуационного моделирования позволяет достичь высокой степени обоснованности принимаемых решений относительно приоритетных направлений развития сложных организационно-технических авиационных систем.

Используемые методологические подходы и методы решения задач синтеза и типажа АК позволяют обосновать рациональные обликовые характеристики АК перспективных типов, что составляет, по существу, необходимую исходную информацию для начала их опытно-конструкторской проработки. Кроме того, разработанные методы позволяют в короткий срок разработать варианты рациональных парков АК при различных значениях исходных данных, точный прогноз которых на планируемый период времени либо дает лишь интервальную оценку, либо невозможен в принципе. Разработка таких вариантов рациональных парков доставляет необходимый исходный материал для перспективного планирования создания и производства АК.

Полученные при этом результаты используются при разработке планов развития авиационной техники и служат исходной информацией для начала проектирования и конструирования конкретных образцов АК.

Возврат к списку