Основной проблемой разрабатываемых в России прогнозных документов является отсутствие возможности использования результатов прогнозирования при постановке стратегических целей и задач.
Задачей НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» в области стратегического планирования и прогнозирования является разработка методологии для обеспечения практической направленности прогнозирования научно-технологического развития (НТР), объективности и корректности прогнозов, существенного повышения их достоверности при качественных изменениях внешних условий и смене технологических укладов.
При разработке методологии:
- предполагается, что прогнозирование потребностей в развитии технологий происходит с позиций вызовов как фундаментальных проблем и противоречий социально-экономического и военно-политического характера, которые могут быть разрешены путем разработки технологий и перспективной продукции, удовлетворяющей определенным рамочным требованиям
- учитывается, что участники процесса НТР оказывают непосредственное влияние на тенденции развития технологий, принимая решения, исходя из собственных интересов;
- рассматривается совместное развитие техносреды, социально-экономических и природных систем;
- предпочтение отдается объективным методам прогнозирования, основанных на математическом моделировании систем, в рамках которых применяются технологии авиастроения
При организации процесса прогнозирования НТР авиастроения:
- выделяются задачи прогнозирования потребностей и возможностей технологического развития
- реализуется интеграция процессов прогнозирования и стратегического планирования процессов НТР авиастроения
Прогнозирование потребностей в развитии технологий следует проводить преимущественно на основе системных моделей технологического развития авиастроения и взаимодействующих с ним отраслей с использованием сценариев изменения внешних условий. Результатом должны являться требования к уровню научно-технического совершенства конструктивно-технологических платформ, КТП (классов авиационной техники, рыночных ниш), обусловленные социально-экономическими, военно-политическими и т.п. приоритетами. В количественной форме эти требования представляют собой целевую область значений показателей научно-технического совершенства КТП.
Прогнозирование возможностей технологического развития должно базироваться преимущественно на экспертных оценках специалистов в различных предметных областях относительно возможностей разработки конкретных технологий. Затем эти качественные предположения должны снабжаться количественными оценками уровня научно-технического совершенства комплексных научно-технологических проектов (КНТП), представляющих собой комбинации интегрированных технологий, взаимно дополняющих друг друга для достижения синергетического эффекта. Эти значения показателей впоследствии должны быть пересчитаны на различные платформы.
Согласование прогнозов потребностей и возможностей научно-технологического развития авиастроения следует осуществлять путем сопоставления уровней научно-технического совершенства КТП, достижимых при реализации гипотетических КНТП, с целевыми областями значений показателей. Отбор наиболее предпочтительных из числа гипотетических КНТП следует проводить с использованием принципов системной инженерии с учетом потребных затрат ресурсов и ограничений.
В тех случаях, если
- поставленные генеральные цели развития науки и технологий в авиастроении недостижимы на основе разрабатываемых в настоящее время либо предполагаемых к разработке технологий, и для достижения поставленных генеральных целей требуется создание нового фундаментального научного задела и/или переход к новому технологическому укладу;
- прогнозируемые направления научно-технологического развития авиастроения потенциально могут вызывать качественные изменения в природе, экономике, обществе,
следует
- оценить соответствующие изменения внешних условий (социально-экономических, экологических, природно-климатических, политических, военно-политических, институциональных);
- сформировать перечень гипотетических технологий, соответствующих приоритетным направлениям и задачам развития науки и технологий в авиастроении, которые могут быть разработаны в дальнейшем на основе нового фундаментального научного задела и/или в рамках нового технологического уклада,
и повторить, с учетом изменившихся исходных данных, вышеописанные этапы прогнозирования потребностей в развитии технологий (Форсайта спроса), прогнозирования возможностей технологического развития (Форсайта предложения) и их согласования.
Вышеописанный подход позволит:
- получать информацию о перечне базовых и критических технологий, определяющих облик авиации будущего в определенные моменты времени, причем с четкими количественными индикаторами требуемого уровня научно-технического совершенства и сроков их достижения;
- принимать научно-обоснованные стратегические решения при выборе альтернативных направлений развития и комплексных проектов, на базе количественных оценок их вклада в достижение генеральных целей научно-технологического развития авиастроения.