24–25 марта 2022 года на базе отдыха «Седова Заимка», расположенной под Новосибирском, прошла ХХ Юбилейная Всероссийская школа-семинар «Аэродинамика и динамика полёта летательных аппаратов». Организатор — ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (входит в состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского»). В работе школы-семинара помимо специалистов института традиционно приняли участие научные работники ИТПМ СО РАН им. С. А. Христиановича, ФАУ «ЦИАМ им. П. И. Баранова», НГТУ и др.

Целями мероприятия стали: подведение итогов научных исследований в области авиационной и промышленной аэродинамики и динамики полёта летательных аппаратов за прошедший год, а также обсуждение проблемных вопросов и перспективных тем. Активное участие в семинаре приняли молодые специалисты.

Работу школы-семинара открыл научный руководитель СибНИА Чемезов Владимир Леонидович. Поприветствовав участников и пожелав удачной и плодотворной работы, он сделал исторический экскурс в историю Школы-семинара и СибНИА в целом. В продолжение этого доклада начальник НИО-1 Зайцев В. Ю. представил информацию о ключевых исследованиях авиационной техники, в которых участвовали аэродинамики СибНИА, и о самолётах, которые поднялись в воздух за годы проведения Школы-семинара, в частности, Як-152, SSJ-100, МС-21, ТВС-2ДТС, СТР-40 и др.

Было сделано 24 доклада, затрагивающие основные направления авиационной науки в части развития и использования численных методов для определения аэродинамических характеристик и совершенствования экспериментальной базы для выполнения исследований в области аэродинамики.

Представители ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» рассказали о работе по созданию перспективного лёгкого скоростного пассажирского самолёта для местных воздушных линий. В рамках этой работы на данный момент разработаны ламинаризированные аэродинамические профили, позволяющие увеличить аэродинамическое качество компоновки на 4…7 % по сравнению с существующими.

Дискуссию вызвали доклады ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» по аэродинамике самолётов с укороченным взлётом и посадкой. Выполненные институтом в этом направлении исследования на аэродинамических и свободнолетающих моделях позволят в ближайшие годы создать летательные аппараты с уникальным сочетанием отличных взлётно-посадочных характеристик винтокрылых ЛА и высоких крейсерских характеристик, присущих ЛА самолётного типа.

Одним из наиболее интересных и перспективных докладов было выступление представителей ИТПМ СО РАН им. С. А. Христиановича «Методика определения положения и сценария ламинарно-турбулентного перехода на аэродинамических поверхностях с применением тепловизионной техники».

Спокойный поток воздуха называется ламинарным, а тот, в котором присутствуют неоднородности, например, воздушные колебания и вихри, — турбулентным. Такие неоднородности существенно увеличивают усилия, необходимые для движения в потоке, соответственно, требуется больше энергии. Поэтому актуален вопрос ламиниризации, например, крыла самолёта — это может позволить экономить до 30 % топлива.

Ещё одно перспективное направление изложено в докладе представителей ФАУ «ЦИАМ» им. П. И. Баранова» «Концепт лёгкого беспилотного противопожарного самолёта с распределённой силовой установкой». Актуальность создания подобного ВС не вызывает сомнения, ведь ежегодно из-за лесных пожаров в атмосферу выбрасывается 8 млрд. тонн СО2, что примерно в 10 раз больше, чем выбросы СО2 всей авиации. Лесные пожары ежегодно уносят тысячи жизней и наносят огромный экономический и экологический ущерб, причём их количество растёт год от года. В работе показано, что региональный самолёт с гибридной силовой установкой уровня 2035 года сможет обеспечить улучшение топливной эффективности до 15 % и сокращение максимальной взлётной массы до 13 % по сравнению с базовым вариантом. Таким образом, применение параллельной схемы ГСУ на региональном самолёте уровня 2035 года с укороченной взлётной дистанцией является наиболее перспективным вариантом.

Известно, что обледенение частей летательного аппарата в полёте отрицательным образом влияет на его аэродинамические характеристики, что порой приводит даже к катастрофическим последствиям. В докладе представителей ИТПМ СО РАН им. С. А. Христиановича представлены результаты работ по созданию малой климатической аэродинамической трубы МКАТ ИТПМ для исследования подобных процессов обледенения в безопасных лабораторных условиях. Это позволит изучать процессы, происходящие при обледенении, с целью уменьшения роста льда на поверхностях ЛА, а также проводить уточнения имеющихся численных моделей обледенения с целью минимизации рисков катастроф при возникновении обледенения на реальных ЛА.

Семинар стал площадкой для обсуждения актуальных вопросов авиационной науки в стране и мире, оценки перспектив развития и обмена экспертными мнениями. Участники поделились результатами работ по созданию новой авиационной техники.