В условиях развития беспилотных авиационных систем (далее – БАС) актуальным направлением работ в области организации воздушного движения является разработка мер по интеграции БАС в единое воздушное пространство. При этом ключевыми являются вопросы обеспечения безопасности полетов и сохранения уровня пропускной способности воздушного пространства для пилотируемых воздушных судов.
Новые подходы, технические решения и технологии были представлены участниками сессии «Технология обеспечения полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве», заседание которой прошло в рамках 12-й Национальной выставки и форума инфраструктуры гражданской авиации (НАИС 2025).
С докладом о применении методов имитационного и математического моделирования для оценки безопасности полетов в рамках интеграции беспилотных летательных аппаратов в единое воздушное пространство на заседании секции выступил заместитель начальника подразделения ГосНИИАС* по научной работе, к.т.н. А.С. Попов.
Такие методы применяются в ГосНИИАС в интересах научно-технического сопровождения совершенствования Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. Специалистами института разработаны программные средства для проведения комплексных оценок в интересах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в их числе программный комплекс имитационного моделирования системы организации воздушного движения (далее – КИМ ОрВД).
В своем выступлении Андрей Сергеевич отметил важность проведения классификации воздушного пространства и установления требований к БАС на основе риск-ориентированного подхода, а также представил разработанную методологию оценки безопасности полетов БАС в едином воздушном пространстве. Предлагаемая методология предусматривает разработку и интеграцию в КИМ ОрВД моделей процессов штатного и нештатного функционирования БАС, линии связи C2/C3 (Command and Control) и деятельности оператора БАС. Модели объектов, функций и процессов, необходимых для проведения оценки безопасности в воздушном пространстве, уже успешно применяются для ускоренного моделирования всего цикла процессов организации воздушного движения при валидации перспективных решений в области пилотируемой авиации.