Создание комплекса бортового оборудования (далее — КБО) воздушного судна является сложным многоэтапным процессом. За разработку отдельных элементов и систем КБО отвечают разные разработчики, и, несмотря на наличие жестких стандартов, регламентирующих процесс разработки, создаваемые комплектующие изделия проходят полный цикл отработки и испытаний перед поставкой на борт самолета. Все необходимые тесты в составе сертификационных испытаний реализуются с использованием стендов полунатурного моделирования. Так, компоненты КБО нового российского ближнемагистрального узкофюзеляжного самолета SJ-100 отрабатываются в комплексе на стенде «Электронная птица» в ГосНИИАС*.

На телеканале «Звезда» вышел в эфир выпуск программы «Военная приемка», посвященный импортозамещенному самолету SJ-100. О роли «Электронной птицы» в создании самолета SJ-100 рассказал заместитель генерального директора – руководитель научного комплекса, профессор РАН, д.т.н. Н.И. Сельвесюк. В настоящее время бортовое оборудование отрабатывается сначала на «Электронной птице», так как результаты испытаний на моделирующем комплексе позволяют выявить необходимость доработки программной или аппаратной части на этапе производства.

Полунатурный испытательный стенд «Электронная птица» создан в тесной кооперации с ПАО «Яковлев» и предназначен для интеграции и отработки взаимодействия комплекса бортового оборудования и его программного обеспечения. На стенде реализована имитационная среда, позволяющая связывать модель самолета с реальным бортовым оборудованием, а также при необходимости заменять имитатором любую из самолетных систем. Таким образом, обеспечивается возможность отрабатывать в комплексе отдельные компоненты и системы, тем самым ускоряя процессы создания нового самолета.

Выпуск программы доступен к просмотру на видеохостинге Rutube.