В середине 1990-х годов было принято решение об изучении возможности использования в России концепции CNS&ATM (Communication, Navigation and Surveillance & Air Traffic Management). В рамках поставленной задачи ФАУ «ГосНИИАС», как передовой институт авиационной отрасли, принял участие в разработке методов и инструментов моделирования процессов организации и управления воздушным движением, поскольку обладает компетенциями и возможностями моделировать объекты и среды их функционирования, а также процессы взаимодействия объекта со средой.

При поддержке отдельных грантов РФФИ и НИР Министерства науки и технологий в конце 1990-х годов была начата инициативная работа по созданию многозадачного программного исследовательского моделирующего комплекса, предназначенного для подготовки сценариев и последующей оценки использования воздушного пространства в различных условиях. К 2004 году специалистами института была создана первая версия программного комплекса имитационного моделирования процессов организации и управления воздушным движением (КИМ УВД).

В 2006 году ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (Госкорпорация) заказала институту работу по созданию аналогичного исследовательского комплекса с гораздо более широкими возможностями. И начиная с 2007 года, программно-аппаратный комплекс имитационного моделирования системы организации воздушного движения (КИМ ОрВД) с разработанным программным обеспечением развернут и введен в эксплуатацию в Госкорпорации, а в рамках отдела по организации воздушного пространства создана группа моделирования.

За последние годы на базе комплекса сотрудниками института совместно с сотрудниками Госкорпорации был проведен ряд исследований в поддержку совершенствования отечественной структуры воздушного пространства:

исследование трассовой структуры отдельных районных центров (С.-Петербург, Ростов, Самара и др.);

анализ предложений по модернизации Московской зоны ЕС ОрВД, в поддержку перехода РФ и других стран СНГ на сокращение нормы эшелонирования (RVSM);

исследование потоков воздушного движения Хабаровского РЦ;

анализ особенностей использования воздушного пространства на интервале времени перехода на сокращенные нормы эшелонирования в РФ и сопредельных странах.

В результате выполненных коллективом ФАУ «ГосНИИАС» работ сегодня можно оценить эффективность использования воздушного пространства и исследовать процессы и процедуры организации и управления полетами воздушных судов. КИМ ОрВД, как исследовательский инструмент, чрезвычайно востребован в решении задач аэронавигации, и по своим возможностям он аналогичен таким известным средствам, как зарубежные комплексы ТААМ, AirTop, SAAM + NEVAC и FACET. Другого отечественного инструмента исследования, основанного на математическом и имитационном моделировании, такого уровня в России не существует.

На сегодняшний день специалистами ФАУ «ГосНИИАС» ведется работа по применению имитационного моделирования для исследования сверхактуальных для российской системы организации и управления воздушным движением проблем.