Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») приняли участие в научно-практической конференции «Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России». Мероприятие прошло в онлайн-формате в начале ноября. В его программный комитет вошли генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало и научный руководитель института, академик РАН Сергей Чернышев.

«Основная цель конференции — формирование согласованной позиции российского научного сообщества по вопросу стратегии технологического развития отечественного авиастроения в современных условиях», — подчеркнул, открывая встречу, генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов. Также он отметил, что условия функционирования и развития российской авиации в 2022 году радикально усложнились: перед ней встали проблемы выживания и обеспечения приемлемой транспортной связанности страны в чрезвычайных условиях.

Специалисты ЦАГИ представили на конференции 10 докладов. Так, директор Научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем ФАУ «ЦАГИ» Владимир Шибаев (соавторы: О.И. Ганяк, В.А. Матвеев, А.В. Шустов) рассказал о способах обеспечения безопасности полетов при включении беспилотных судов в единое воздушное пространство с учетом применения стандартов международной практики ИКАО. Внимание ученых института сосредоточено на формировании подходов к нормативному регулированию автономной работы беспилотных авиационных систем, т.е. полетов, проходящих под управлением искусственного интеллекта, без вмешательства человека. Специалистам отрасли предстоит адаптировать нормативно-правовую и нормативно-техническую базы под новые условия, а также потребуется обеспечить интеграцию организаций, занимающихся разработкой систем искусственного интеллекта (т.е. не владеющих культурой обеспечения безопасности полетов) в авиационную промышленность.

Начальник отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ», доктор технических наук Сергей Баженов выступил с докладом «Направления создания интеллектуальной системы автоматизированного управления летательного аппарата». Основными задачами комплексных систем управления (КСУ) являются снижение нагрузки на летчика при пилотировании и обеспечение повышенного уровня безопасности полета. При этом в настоящее время работа по совершенствованию КСУ идет в нескольких направлениях. Одно из них — расширение возможностей системы через интеграцию функций ручного и автоматического управления. Это повысит комфорт и увеличит точность выдерживания траектории. Кроме того, ученые ЦАГИ работают над развитием интегрированной системы штурвального/траекторного управления с использованием бортовой математической модели самолета.

Беспилотная авиация — тренд современного самолетостроения. В данном сегменте ученые института разработали концепцию легкого скоростного транспортного самолета (ЛСТС) для контейнерных перевозок. Начальник отдела Центра комплексной интеграции технологий ФАУ «ЦАГИ» Евгений Пигусов (соавторы А.А. Крутов, Ю.Н. Чернавских, В.И. Черноусов) доложил о возможности создания большого беспилотного летательного аппарата, предназначенного для коммерческих контейнерных перевозок. Результаты расчета летно-технических характеристик показывают, что ЛСТС с традиционной аэродинамической компоновкой при заданных геометрических, аэродинамических и массовых параметрах сможет обеспечить транспортировку коммерческих грузов с более высокой топливной эффективностью и часовой транспортной производительностью в сравнении с региональными турбовинтовыми самолетами. К настоящему времени специалисты института рассмотрели два варианта конструктивно-силовой схемы летательного аппарата. Первый — с использованием металлических конструкционных материалов, и второй — с широким применением полимерно-композиционных материалов, что в перспективе позволит снизить массу конструкции и трудоемкость изготовления.

Другие доклады специалистов ЦАГИ раскрывали такие темы, как авиационные конструкции следующего поколения на основе перспективных конструктивно-силовых схем (М.Ч. Зиченков, А.С. Дзюба, А.Н. Шаныгин, И.О. Кондаков), формирование предложений по разработке демонстраторов технологий в рамках комплексной системы управления безопасностью полетов (А.А. Баутин, С.В. Дубинский, А.В. Скрябин, В.В. Стрелков), тенденции и перспективы развития индивидуального авиационного транспорта и транспорта на альтернативном виде топлива (В.В. Губский), анализ перспективных технологий для самолетов местных авиалиний (А.И. Дунаевский, В.И. Бузулук, Е.Е. Бобырь, Д.С. Курочкин) и др.

«ЦАГИ как ведущий центр авиационной науки обладает широкими компетенциями по многим актуальным сегодня направлениям развития отрасли. На конференции ученые института представили последние достижения в области безопасности полетов и авиационной деятельности, рассказали о новых авиационных технологиях и комплексных проектах в интересах создания перспективной гражданской авиационной техники, а также интеллектуализации авиационных систем. Работы наших специалистов становятся основой для формирования и укрепление технологического суверенитета России», — отметил генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.