Региональная авиация — стратегически значимое направление отечественного самолетостроения. Работа на небольших аэродромах местных воздушных линий подразумевает необходимость взлета и посадки, в том числе с грунтовых взлетно-посадочных полос длиной от 1000 метров. Это, в свою очередь, накладывает дополнительные специфические требования к конструкции и взлетно-посадочным характеристикам летательных аппаратов данного класса.

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») продолжаются исследования по формированию облика перспективного регионального самолета с применением технологии энергетического управления обтеканием, реализуемой с помощью электрической распределенной силовой установки с импеллерными движителями. Ее применение позволит расширить условия базирования и одновременно обеспечит высокую крейсерскую скорость полета. Работы ведутся в рамках комплексного научно-технического проекта «Интеграл-РС» по заказу НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» в сотрудничестве с ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова» и ФАУ «CибНИА имени С.А. Чаплыгина».

На первом этапе для демонстрации технологии на основе импеллерной распределенной силовой установки был спроектирован и изготовлен опытный отсек крыла с пятью импеллерами, предназначенный для экспериментальных исследований в аэродинамической трубе ЦАГИ и летных испытаний в составе летающей лаборатории ЛЛ-40.

Следующим шагом стала серия стендовых испытаний в большой аэродинамической трубе малых скоростей ЦАГИ. Были изучены аэродинамические характеристики опытного отсека и особенности его обтекания воздушным потоком на скоростях до 80 м/с. Специалисты института провели измерения газодинамических параметров, а также распределения статического давления по поверхности отсека. Кроме того, были определены характеристики воздухозаборного устройства на различных режимах работы импеллера. Проведенные исследования предварительно подтвердили обоснованность принятых проектно-конструкторских решений и позволили получить экспериментальные данные, необходимые для дальнейшего развития данной технологии.

Параллельно, с учетом полученных при испытаниях опытного отсека крыла данных, ведется разработка опытного закрылка крыла с распределенной силовой установкой. В этом году запланированы испытания стенда «Консоль крыла» с опытным закрылком крыла в аэродинамической трубе ЦАГИ, а также наземные испытания в составе летающей лаборатории ЛЛ-40.

Анализ результатов стендовых, наземных и летных испытаний опытного отсека и опытного закрылка крыла с энергетическим управлением обтеканием ляжет в основу технического задания на демонстратор технологий регионального самолета.