В конце октября в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н. Е. Жуковского прошла межотраслевая научно-техническая конференция «Современные проблемы аэрогазодинамики силовых установок летательных аппаратов».

На пленарном заседании руководитель отделения Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), д.т.н. Александр Луковников рассказал об исследованиях ЦИАМ в области двигателей и силовых установок летательных аппаратов на период до 2030 годов.

Он, в частности, отметил, что по сравнению с 5-м поколением (ТРДД типа ПД-14) двухконтурные турбореактивные двигатели следующего поколения должны иметь на 20% меньший крейсерский удельный расход топлива. Для гибридных и распределенных схем силовых установок (СУ) прогнозируется снижение удельного расхода топлива до 25-30%. Это благоприятно скажется на летно-технических характеристиках самолетов и снижении эмиссии вредных веществ. Получить такие высокие целевые показатели можно только за счет одновременного повышения параметров рабочего процесса двигателя и перехода к новым, более эффективным, конструктивным схемам. При этом важным фактором является внедрение в конструкцию двигателей и СУ новых материалов, а также освоение новых производственных технологий, включая аддитивные.

— Только наука может позволить заглянуть в будущее, без этого невозможна конкурентоспособность таких высокотехнологичных продуктов, как авиационные двигатели., — отметил докладчик. — Учитывая опыт создания и сертификации новейших отечественных и зарубежных двигателей, необходимо до начала ОКР по двигателям 6-ого поколения обеспечить такой уровень готовности технологий, который позволит подтвердить реализуемость и эффективность новых технических решений и технологий при испытаниях демонстрационного двигателя.

В ЦИАМ, как в головном научном институте отрасли, выполняется ряд комплексных НИР, целью которых является создание научно-технического задела, формирование конструктивно-схемных решений и отработка ключевых технологий применительно к двигателям и СУ 5+ и 6 поколения для самолетов и вертолетов гражданской авиации.

Конференция охватила целый ряд актуальных тем: перспективные компоновки СУ, интеграция двигателей на летательном аппарате, аэрогазодинамика воздухозаборников и реактивных сопел, процессы горения, воздушные винты, а также современные методы расчета, экспериментальная база и методика испытаний. В общей сложности участники представили свыше 60 докладов.