В первой декаде сентября в сочинском Парке науки и искусства «Сириус» прошел научный форум «Национальная экосистема высокоскоростного транспорта». Мероприятие было организовано участниками консорциума Научного центра мирового уровня «Сверхзвук» — Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») и Московским авиационным институтом. Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), также являющийся членом консорциума, выступил соорганизатором форума.

В рамках мероприятия прошли пленарное заседание, две международные конференции: «Фундаментальные проблемы создания сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) нового поколения» и «Скоростной транспорт будущего: перспективы, проблемы, решения», а также XXII Международная школа-семинар «Модели и методы аэродинамики».

Участники НЦМУ «Сверхзвук», представители ведомств, отраслевых организаций и предприятий, академической и вузовской науки обсудили вопросы исследований в области СПС нового поколения и его интеграции в национальную стратегию развития гражданской авиации и авиастроения.

ЦИАМ возглавляет лабораторию НЦМУ «Газодинамика и силовая установка». На форуме специалисты института представили итоги своих теоретических и экспериментальных работ по формированию облика и требований к созданию двигателя перспективного сверхзвукового гражданского самолета. В докладах было отмечено, что сложность создания двигателя для СПС нового поколения – в его принципиальном отличии от предыдущего поколения (Ту-144 и «Конкорд»), современных пассажирских лайнеров и от сверхзвуковых военных самолетов. Специфичность требований влечет за собой необходимость выработки уникальных научно-технических решений, направленных на создание эффективного и экологичного двигателя, а также по обеспечению требуемого ресурса в условиях его работы до 70-80% времени на максимальном режиме.

Начальник отделения «Авиационные двигатели» ЦИАМ Александр Луковников в своем выступлении отметил необходимость создания в ближайшие 3-5 лет нормативно-правовой базы, обеспечивающей проектирование и эксплуатацию СПС. Активные исследования и работу над выработкой экологических стандартов в этом направлении ведут потенциальные ключевые игроки рынка – ЕС и США. Результаты исследований в области гражданского «сверхзвука» позволят совершить качественный скачок как в авиационной отрасли, так и в других отраслях. Безусловно, Россия не может остаться в стороне, при этом важным является своевременное формулирование четких требований к силовой установке (СУ) СПС.

Александр Луковников отметил, что в России прорабатывается ряд проектов сверхзвукового пассажирского и делового самолета и их СУ. Наряду с разработкой нового двигателя для СПС, рассматривается вариант использования доработанного газогенератора ТРДД гражданского назначения.

Выступления специалистов ЦИАМ на площадках форума, одну из тематических секций которого – «Газовая динамика и силовая установка» – возглавил инженер ЦИАМ Артем Алендарь, были посвящены проблематике создания СУ для СПС в целом и отдельным направлениям исследований, в ходе которых определяется концептуальный облик и уточняются параметры двигателя, входных и выходных устройств и др. Были освещены темы создания перспективных малоэмиссионных камер сгорания; исследований применения высокотемпературных композиционных материалов на основе керамики; технико-экономического анализа; применения альтернативных топлив в авиации; исследований в области снижения шума СПС, в т.ч. за счет применения рациональных программ малошумного управления СУ. В частности, было отмечено, что рациональная степень двухконтурности ТРДД для СУ СПС составляет 2.5, что позволит обеспечить выполнение требований по шуму в районе аэропорта.

Ряд докладов был посвящен разработке математических моделей, например, комплексной матмодели многодисциплинарной интеграции СУ и ЛА для СПС, и совершенствованию методов моделирования на примере автоматизированного формирования интегрированной информационной модели силовой установки СПС.

Всего на форуме сотрудниками ЦИАМ было представлено около 30 докладов, около трети из них – молодыми специалистами.