В НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) продолжается работа по программе исследований в области формирования авиационных высокоинтеллектуальных систем следующего поколения (АВИС СП). Работы по программе рассчитаны на период до 2033 года и состоят из трех этапов, заявил Начальник отделения проектного комплекса «Роботизированные авиационные системы» Центра Геннадий Настас в ходе выступления на панельной дискуссии «Беспилотная авионика: особенности, уязвимости и сильные стороны» форума «Российская современная авионика» состоявшегося в Санкт-Петербурге.

 «Основа повышения эффективности авиации будет определяться в ближайшее десятилетие, наряду с совершенствованием двигателей и аэродинамикой летательных аппаратов (ЛА), в первую очередь уровнем её интеллектуализации – созданием авиационных высокоинтеллектуальных систем, состоящих из интеллектуализированных пилотируемых и беспилотных ЛА, и интеллектуальных систем управления, а также их взаимодействием при выполнении задач различной сложности», - заявил Геннадий Настас.

 Комментируя тему исследований по формированию АВИС СП, генеральный директор Центра Андрей Дутов отметил, что в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» развернута большая программа исследований по этой тематике.

 «Непременной частью интеллектуализации АВИС являются технологии искусственного интеллекта (ИИ), методы и технологии которого направлены на решение отдельных задач в совокупности задач группового управления ЛА и их составными частями. Соответственно специфике задач этих направлений должны быть созданы ориентированные на них методы, технологии и программно-аппаратные средства. На развитие этих методов и создание интеллектуальных систем управления группой ЛА и их составных частей направлен комплекс научных исследований и разработок данного комплексного научно-технологического проекта АВИС СП», - подчеркнул руководитель Центра.

В рамках АВИС СП исследования проводятся в три этапа: первый этап – 2024-2026 гг., в ходе которого разрабатываются критические технологии организации и управления групповым применением ЛА в однородных и смешанных группах, а также интеллектуализация авиационного оружия, создание моделей применения групп ЛА, кроме того разрабатываются ключевые критические технологии интеллектуализации составных частей ЛА. Второй этап рассчитан на период 2027-2028 гг., в рамках которого будут разработаны технологии и программно-аппаратные решения по интеллектуализации разнородных смешанных групп; создание цифровых двойников АВИС и составных частей различного уровня; моделирование в интересах отработки способов боевого применения; создание модельных и аппаратных демонстраторов. Третий этап запланирован на 2029-2033 гг. и предполагает разработку технологий высокого уровня интеллектуализации, создание программно-аппаратных демонстраторов АВИС; внедрение технологий ИИ, позволяющего полностью автономизировать действия группы ЛА и оружия, интегрировать оружие в информационную среду АВИС.

 Геннадий Настас подчеркнул, что в настоящее время в беспилотной технике преобладают дистанционно пилотируемые средства, опирающиеся в своем применении на «естественный интеллект» оператора. Ненадежность или перегруженность линий связи, прогнозируемые доступность и массовость применения беспилотных ЛА, вступают в противоречие с допустимой численностью и психофизиологической нагрузкой на операторов, что приводит к логичному выводу о необходимости перехода к частичному или полному автономному управлению, а также интенсификации исследований в направлении автономизации действий беспилотных ЛА и групп беспилотных ЛА.

 «Сейчас стоит задача по интеллектуализации всех основных составных частей беспилотных ЛА: комплекса бортового оборудования, навигационного комплекса и комплекса связи, двигателя и силовой установки в целом», - отметил эксперт Центра.

 В дискуссиях форума приняли участие ведущие специалисты Министерства обороны РФ, РАН, научно-исследовательских организаций, эксперты в области авиационной науки и информационных технологий, а также представители организаций, заинтересованных в создании, развитии и применении беспилотных авиационных систем на базе технологий ИИ.